Кому выгоден «развал» ювелирной отрасли в Казахстане?

1989 – 1991 год. СССР.

В 1989 году по секретному распоряжению Совмина, согласованному с Горбачевым из Союза было вывезено 50 тонн чистого золота. В 1991 году Горбачевым и его командой был вывезен золотой запас СССР на сумму 1 трлн 775 млрд. долларов США.

1998 год. Южная Корея

В далеком 1998 году когда экономика страны разваливалась на части и мы стояли в очередях практически за всеми видами товаров и продуктов, в Южной Корее население стояло в таких же очередях, но чтобы сдать свое золото.

Миллионы людей жертвовали государству цепочки, кольца, броши чтобы поддержать экономику страны. За короткий период было собрано более 250 тонн золота, что позволило укрепить золотовалютные запасы Южной Кореи и продержаться до выделения кредитов МВФ.

Турция

Страна, не имеющая собственных значимых месторождений золота, в марте 2018 года нарастила экспорт ювелирных изделий из золота на 53,5% по сравнению с предыдущим годом и достигла показателя в 523,5 млн. долларов США.

Только в прошлом году экспорт ювелирных изделий в Турции составил 3,5 млрд. долларов. К концу 2018 года эта цифра достигнет 5 млрд. долларов.

Казахстан

Когда СССР перестал существовать много отраслей, тогда еще народного хозяйства, стали исчезать с экономической карты Казахстана. Но отдельные, через лицензирование, попали в железные объятия государства.

Добыча и реализация нефти и газа, производство алкоголя и табачных изделий, проведение валютных операций находятся под бдительным взором правительства.

Но, по каким-то абсолютно не понятным причинам, торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней осталась вне какого-либо правового контроля.

А ведь золото является тем самым стержнем, на котором держится национальная валюта.

В результате, в Казахстан хлынул контрабандный поток золотых изделий и изделий из металла, похожего на золото со всего мира. На рынках появились турецкие изделия, которые не держат заявленную пробу, индийская и таиландская бижутерия, которая продается под видом серебра. Цены на них значительно ниже цен биржи. И не только потому, что золото и серебро не соответствуют пробе, но и потому, что никто не платит государству пошлины и налоги.

Государство, которое постоянно находится в поиске дополнительных источников пополнения бюджета, недополучает миллиарды тенге. Об это все прекрасно знают, но многозначительно молчат.

Законы, которые не исполняются

Принятый в 2016 году Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не решал проблемы ювелирной отрасли. В основном он касался регулятивных функций государства и лишь одна 13 статья, вступившая в силу по истечении 6 месяцев, должна была привести ювелирный рынок в цивилизованный вид.

В ней указан прямой запрет на реализацию ювелирных и других изделий без пробирного клейма.

Именно этот закон должен был справиться с контрабандой ювелирных изделий, защитить казахстанского потребителя от недоброкачественной продукции, а отечественных производителей от недобросовестной конкуренции.

Но, он не исполняется. Лишь несколько сотен ритейлеров пробируют ввозимые изделия. Оставшиеся 99% реализаторов как торговали без проверки пробы, так и торгуют.

Как следствие, законопослушные ювелиры вынуждены сворачивать свое производство, так как оно становится экономически невыгодным.

Добросовестные ритейлеры, выплачивающие все налоги, пенсионные взносы стали все чаще поглядывать на «теневой» рынок, выживать ведь надо.

На прошедшей весной этого года ювелирной выставке в Турции турецкие ювелиры вполне откровенно говорили об 11 тоннах золотой ювелирной продукции, ежегодно нелегально ввозимой ими в Казахстан. Я говорю о цифре более чем в 100 миллиардов тенге в год. И это только Турция, без учета других стран.

«50% платишь сейчас, 50% после доставки товара. И пусть у тебя голова не болит, как мы его ввезем в Казахстан» — вот слова турков.

И сколько теряет государство только на одном НДС?

Сколько стоит золото

На 07.06. 2018 г. биржевая стоимость 1 грамма 585 пробы составляла 24,2 доллара США. В тенге это примерно 8 030 тенге. К этой цене надо прибавить курсовую разницу, стоимость работы, налоги, транспортные расходы, таможенные сборы, наценку производителя. Это как минимум 50% к стоимости золота.

Возникает вопрос: «Почему розничная цена турецкого золота в изделии 5 — 12 тысяч тенге за грамм?».

Ответ: не платите таможенные сборы, налоги, заработную плату, поставьте завышенную пробу, к примеру, вместо 300 585. В итоге получите розничную цену в 8 тысяч тенге, включая взятки для «крыши».

Кто-то из читателей может сказать: «Все торгуют российским золотом!» Спешу разочаровать, с российским клеймом у нас продаются и турецкие изделия. И это признают сами россияне.

Где казахстанское золото?

После переговоров Лиги ювелиров с Национальным Банком и аффинажным заводом ТОО «Тау — Кен Алтын» в 2017 году для ювелиров была выделена квота в размере 300 килограммов золота в год по биржевой стоимости на дату покупки. Существовавшая редакция Налогового Кодекса позволяла приобретать его без НДС.

Это хоть как-то позволило оживить ювелирное производство и конкурировать с теневым рынком. До 2018 года наши ювелиры успели приобрести 30 килограмм, но новый Налоговый кодекс с 2018 года ввел обязательность уплаты НДС.

Входя в состав рабочей группы Лига ювелиров и ТОО «Тау – Кен Алтын» просили оставить прежнюю редакцию, хотя бы для отечественных ювелиров. Объясняли, что введение НДС приведет только к расцвету теневого золотого рынка.Но услышаны мы не были.

И все. Отечественные ювелиры вновь оказались перед выбором остановить производство или торговать контрабандой. Сейчас мы пишем в Правительство, Минфин с просьбой разрешить этот вопрос, но пока он находится на рассмотрении. Это ситуация по золоту.

Основное количество казахстанских ювелиров работает с серебром, которое они приобретают с учетом НДС. В РФ серебро продается без НДС. И здесь мы не можем конкурировать даже с соседями, не говоря уже о контрабандном серебре из Таиланда или Индии.

Кто «крышует» «черный» ювелирный рынок Казахстана?

С 2016 года Лига ювелиров Казахстана обращается во все инстанции, начиная с Администрации Президента, Генеральной прокуратуры, Комитета национальной безопасности, Комитета технического регулирования и метрологии и до Департаментов Комитета технического регулирования и службы экономических расследований Минфина на местах.

Просьбы две:

  1. закрыть контрабандный поток ювелирных изделий и дать возможность развиваться отечественному производству;
  2. заставить всех реализаторов соблюдать закон, подтверждать пробу и защитить казахстанских потребителей от обмана.

Это выгодно государству, которое:

  • увеличит налогооблагаемую базу;
  • выведет из «тени», так называемых «самозанятых»;
  • защитит права казахстанских потребителей;
  • и самое главное, выведет из тени миллиарды тенге, поставит заслон легализации денежных средств, добытых преступным путем, а там другие и не «крутятся».

Но как оказалось, это никому не нужно. Контрабанда только растет, пробировать изделия никто не хочет.

Как вы думаете, может ли такой огромный пирог в сотни миллиардов тенге существовать без «кураторов» от власти, организованных преступных группировок, людей, которые отмывают и приумножают наворованные деньги?

Кто печет пирог?

Есть в Казахстане такой закон, который называется «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В нем все ювелиры, то есть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них, определены как субъекты финансового мониторинга, что налагает на них обязанность встать на специальный учет и сообщать обо всех сомнительных операциях.

В Шымкенте только на одном из рынков торгует ювелирными изделиями более 700 человек. В Алматы, в известном всем торговом центре порядка 200, на рынках южной столицы более 3500 человек. В Астане более 2 тысяч. Всего, по примерным подсчетам Лиги ювелиров в стране торгуют ювелирными изделиями более 10 тысяч человек.

Тогда как на спецучете в КФМ стоит всего 280 ювелиров, это те, кто исполняет законы Казахстана, это те, к которым приходят с проверкой.

Лига ювелиров неоднократно писала об этом в Комитет финансового мониторинга, требовала поставить на учет всех реализаторов. Этого же требует закон! Реакция нулевая. И мы говорим уже о национальной безопасности!

О том, что ювелирным «теневым» бизнесом заправляет отлично организованная международная структура в лице заказчиков, курьеров, таможенников, налоговиков, полицейских, представителей уполномоченных госорганов, оптовых покупателей, владельцев складов, розничных продавцов и конечных VIP-бенефициаров сомневаться не приходится.

Как объяснить тот факт, что кроме Комитета национальной безопасности, другие правоохранительные и уполномоченные госорганы занимаются исключительно отписками на обращения Лиги ювелиров Казахстана?

— Да, да, давайте бороться вместе – говорят они- но только покажите нам пальцем, мы же сами не видим, не слышим и не можем.

Раз пальцем, так пальцем. Лига ювелиров обратилась с заявлением в Департаменты государственных доходов и комитета технического регулирования г. Астаны о том, что в одном из торговых центров  индийскими гражданами продается серебро без пробы, без кассового аппарата, без соблюдения всех других требований законодательства о торговле, просили проверить каким образом были ввезены изделия.

Ответ получили примерно такой: «Вам надо вы и боритесь». Мы не против, но к сожалению, общественные организации не наделены функциями контроля и надзора.

Как в Казахстане «кошмарят» ювелиров.

Эту историю вскользь освещали в средствах массовой информации, упустив из нее очень много интересных фактов.

Для начала уточню, что на все заявления Лиги ювелиров в КГД МФ РК о борьбе с контрабандой приходил один ответ, что контрабанда возможна только при пересечении таможенной границы, ювелирные изделия,уже находящиеся в продаже на территории страны не могут являться предметом контрабанды. Логика службы экономических расследований понятна. Поймали при пересечении границы – контрабанда, нет – значит нет и контрабанды.

Основано на реальных событиях

В сентябре 2016 года следователем одного из правоохранительных органов М*., на основании рапорта  было начато досудебное расследование в отношении индивидуального предпринимателя З. по ст.234 ч.2 п.5 УК РК, т.е. по признакам экономической контрабанды группой лиц по предварительному сговору.

Логично было бы предположить, что З. задержали при перемещении товара через таможенную границу.

Однако, такого факта не было, но согласно оперативным данным, было установлено, что действительно она является крупным предпринимателем, завозит ювелирные изделия из России, получает на реализацию изделия из драгоценных металлов, имеет в наличии большие денежные средства.

Поэтому, у сотрудников правоохранительных органов возник умысел на присвоение ее имущества для чего и было организовано незаконное досудебное расследование.

Незаконное изъятие имущества З.

Для создания видимости законности своих действий и хищения имущества З. следователь М. провел обыск в магазине подозреваемой и изъял ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней более 1000 наименований на сумму более 5,5 миллионов долларов США.

Все изымалось без разбора, с нарушением правил производства выемки ювелирных изделий, без их точного описания, взвешивания, без приглашения специалистов из Пробирной палаты. В нарушение уголовно-процессуального кодекса копия протокола обыска и выемки изделий З. вручена не была.

Затем, следователь М. уничтожил все процессуальные документы об изъятии и сдал золото в ломбарды, а деньги потратил на «красивую жизнь».

М. и его подельник осуждены, но вопрос не в этом. Кто возместит ущерб З.? Теперь предприниматель вынуждена доказывать суду, что действительно у нее были изъяты ювелирные изделия на сумму 5,5 млн. долларов США, но суд ее не слушает, потому что нет первичных документов.

Прокуратура, ДГД отошли в сторону и сделали вид, как будто это к ним никакого отношения не имеет.

З. в одиночку растящая четверых детей, осталась без средств к существованию и с огромными долгами. Кстати, уголовное дело в отношении З. по факту экономической контрабанды прекратили за отсутствием состава преступления.

Так кто «крышует» ювелирный рынок Казахстана?

 В скором времени будет принято Соглашение стран-участников ЕАЭС о взаимопризнании проб и клейм. Несомненно, это облегчит ведение бизнеса, но есть и другая сторона. Через Казахстан в другие страны пойдет вся контрабанда, с поддельными пломбами и клеймами стран ЕАЭС.

Почему через Казахстан? Мы единственная страна в Союзе, где за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрена только административная ответственность в виде штрафа, без конфискации. В других государствах за это же правонарушение предусмотрена уголовная ответственность с обязательной конфискацией. Мы, наверное, единственная страна, где для контрабандистов созданы идеальные условия для существования, где государственные органы отказываются собирать налоги с «теневых» ювелиров. Однако, надеюсь, что это не так.

P.S. Депутат Сената Ерболат Мукаев заявил о снижении поступлений налогов в бюджет на протяжении последних пяти лет. Он пояснил, что на фоне общего исполнения прогноза по поступлениям налогов на 86,4 млрд тенге не исполнен прогноз по корпоративному подоходному налогу ненефтяного сектора и на 18,9 млрд тенге не исполнен прогноз по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства.

*Имена изменены, приговор в отношении М. еще не вступил в законную силу.

 

комментарий

  1. В законах Казахстана пишут другое, а делають все посвоему, а коротко можно сказать полный беспредел, каждый провохранительный орган подстраевает законы под себя, кому нужен этот закон, никому… Я не видела ни одного сотрудника, который думает о народе, зачем народу нужный правохранительные органы, если они не защищают права народа от беспредела, который творится в Казахстане…?

    Нравится

Оставьте комментарий